Параэффекты, выявленные при работе с беременными методом дыхательных практик
Автор: Гусакова Галина
Дата: 16.01.2009
Научно-практическая конференция
по вопросам парафеноменологии. Санкт-Петербург.
НОУ «Институт биосенсорной психологии».
13.09.2008
Наиболее важным из факторов, воздействующих на ребенка — это влияния со стороны матери. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще народившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором из влияющих на возникающую психику.
Григорий Брехман, например, пишет о бондинге (контакте матери с неродившимся ребенком), как о интуитивном взаимодействии, в котором ведущую роль играет бессознательное. Это позволяет считать, что бондинг начинается сразу после зачатия. Ребенок запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения, которые поставляет ему мать. Полученная информация об окружающем мире, эмоциональная реакция на изменения в нем являются предпосылкой сложнейшей психологической деятельности будущего человека.
Сейчас выдвигаются версии о том, что именно во внутриутробный период начинает формироваться базовое доверие или недоверие к миру. «Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь. Напротив, в силу ущербности матери или враждебности окружения у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости.» (Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции М. Наука 1991) Идеи философов подтверждаются последними исследованиями психологов и медиков. Нейрофизиологи утверждают, что если резкое учащение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения, скорее всего, будет эмоционально устойчив.
Сосредоточенность матери на ребенке, — это ведь не только гормональное, но и биоэнергетическое, и биосенсорное взаимопонимание. Важность целостного изучения человека в единстве его духовной, психологической и телесной ипостаси признается всеми представителями наук. Тем не менее, существующий опыт в основном построен на методике разделения, дробления, и все мы рано или поздно становимся свидетелями удручающих последствий такого подхода, как к человеку, так и к Миру в целом.
Не так давно наука стала признавать, что ребенок до его рождения умеет чувствовать, реагировать, обучаться, мыслить. Стали говорить о возникновении психики в дородовый период. Но отношение к ребенку как к «плоду» до сих пор остается таким же. Наука только начинает постигать тонкости пренатального и родового процессов. Хотя знание об их влиянии на всю последующую жизнь существовало в интуиции человечества всегда. Это подтверждает древний эпос, мифология, в которых существовала традиция почтительного отношения к беременности, родам, пренатальному периоду.
Беременная женщина, не прилагая никаких внутренних усилий способна переводить свое внимание, сознание внутрь себя, чувствовать ребенка. Безусловно, степень погруженности у разных женщин различная. Использование практики Акаврелакс (комплекса практик в воде, сочетающий пластику движения, владение телом с регуляцией дыхания и освоением задержек дыхания) дает более глубокое погруженное состояние, развитие чувствительности во время беременности. Одной из направленностью этой методики является укрепление интуитивных, эмоциональных связей с вынашиванием ребенка, осознание собственной роли матери.
Считается, что дыхание позволяет роженице сконцентрироваться, расслабиться, успокоиться, а так же предупреждает развитие кислородной недостаточности для малыша, т.е. осуществляет профилактику гипоксии неродившегося ребенка. Занимаясь в воде, беременные находятся в непривычных для себя условиях — в водной среде, снимающей гравитационную составляющую. На всем протяжений занятий особое внимание уделяется отслеживанию женщиной одновременно дыхания, движений и ощущений ребенка. Будущая мама становится ближе к самой себе, к своему естеству, что позволяет ей выходить на более глубокий контакт с будущим ребенком. У нее появляется желание вести более активный образ жизни, повышается чувствительность и резистентность к стрессу.
Достигается это посредством пошагового вхождения в состояние расслабления, начиная со снятия физических напряжений и зажимов постепенно выходя на растворение глубоких психических напряжений. Техники биосенсорного дыхания позволяют мягко и планомерно вводить женщину в погруженное состояние с адаптацией ее к этим состояниям и сохранению контроля за внутренними психическими и физиологическими процессами. Женщина, научившаяся таким практикам, может легко регулировать свое эмоциональное состояние, быстро выходить из состояния усталости.
Погруженность состояния позволяет женщине легко начать замечать процессы, происходящие в ее организме самого разного уровня. Вначале идет разделение в сознании процессов, происходящих на физическом плане, эмоциональном, ментальном уровне, начинают замечаться более тонкие энергетические процессы. Такие наблюдения за собой не просто учат женщину ориентироваться среди ощущений, проявленных в ее организме, но осознание их помогает выходить на более тонкий уровень взаимодействия со своим ребенком.
Во время беременности ребенок формируется и развивается в организме женщины, поэтому для большинства женщин не просто допустить и почувствовать то, что ребенок — это самостоятельное человеческое существо, обладающее своим телом, своей психикой, своей энергетикой. Процессы, происходящие у женщины и у ребенка, настолько связаны, что разделить их в своем сознании для многих очень сложно. Однако, тем не менее, мама и ребенок — два разных человека.
Ребенок еще до рождения может проявлять свои желания, интересы, настроение. Женщина благодаря умению наблюдать за тонкими психическими процессами может это замечать. Многие женщины с удивлением начинают ощущать, что ребенок тоже имеет свои желания, свои эмоции, свой характер.Как живой пример приводятся высказывания беременных:
«Я его чувствовала, что он делает и как помочь ему» — Аня, 25 лет.
«На одном из занятий с удивлением ощутила, что ребенок выполняет те же движения» — Лена, 25лет.
«Интересно было наблюдать за собой, за малышом, чувствовать себя как он в воде. Ощущение, что он улыбался, что ему хорошо это»- Ольга, 37 лет.
«Мне кажется, что мы стали понимать друг друга как-то иначе» — Ира 29 лет.
«Когда я пришла, казалось, что я хорошо чувствую своего ребенка. Как потом оказалось, нет. Я научилась понимать, где его желания и где мои (по желанию сделать то или иное упражнение). Сильнейшим моментом для меня стало осознание того, что в родах ребенок главный, что ориентироваться надо на него» — Марина, 25 лет.
«На дне бассейне плитка выложена рисунком черепашкой. Я нырнула, и было ощущение, что «животик» внимательно смотрел, что там такое интересное» — Анастасия, 21год.
«Я и представить себе не могла, что даже когда он находится в животике, с ним можно договариваться» — Люба, 27лет.
«Я стала лучше ощущать его состояние, я стала его понимать больше. Открылся новый другой способ общения с ребенком не на словах, и не поглаживанием живота» — Марина, 20 лет.